Top.Mail.Ru
07/02/2024
igrader.ru

Перспективы рынка автобетоносмесителей

Перед началом активного строительного сезона ведущие поставщики спецтехники собрались за круглым столом журнала Грейдер, чтобы обсудить состояние рынка, проанализировать итоги прошлого года и оценить потребности нынешнего сезона. Руководитель Санкт-Петербургского филиала ГК GROSS Евгений Атанов подробно рассказал о преимуществах китайской спецтехники завода SINOTRUK.

Объёмы строек продолжают рост второй год подряд. По данным единой инфосистемы жилищного строительства, за 10 месяцев 2023 года число возводимых домов увеличилось на 26%. И пусть вас не смущает, казалось бы, небольшая цифра. На фоне крутого пике летом 2022 года, когда большинство стройплощадок замерли в ожидании развития событий, после весеннего взрывного роста в сравнении со стагнирующим 2021 годом это очень даже достойный результат. А уж в сравнении с отрицательной динамикой!

Но мы, собственно, не про сами стройки. Рост их числа тут же сказался на закупках техники, в том числе и на грузовиках с надстройками для доставки раствора к месту заливки фундамента.

«В целом состояние рынка автобетоносмесителей можно охарактеризовать как перспективное и развивающееся. Он предоставляет множество возможностей для компаний-производителей и клиентов, которые стремятся к улучшению и оптимизации процесса смешивания бетона на строительных объектах.

В условиях устойчивого роста строительной отрасли спрос на эти машины остаётся высоким. Ключевые производители внимательно следят за изменениями на рынке, комплексно подходят к удовлетворению потребностей клиентов и продолжают инвестировать в развитие производственных мощностей.

Всё это обеспечивает положительный прогноз на будущее рынка автобетоносмесителей в России», — утверждает генеральный директор ООО «Центр технического оборудования» (владелец бренда Zauberg) Иван Марьянов.

Рынок автобетоносмесителей растёт последние несколько лет, подтверждает директор департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ» Сергей Колесников. По его словам, 2023 год стал рекордным по продажам этого вида техники: за 9 месяцев 2023 года рынок автобетоносмесителей вырос на 54% относительно аналогичного периода прошлого года.

Можно было воскликнуть: «Вот, ушли европейцы, и российские производители воспрянули!» Но это было бы лукавством. На самом деле, отечественные заводы занимали преобладающее положение в сегменте миксеров ещё со времён существования СССР. Даже после финансового кризиса в 1998 году иностранцы не смогли занять лидирующие положение. И это при учёте того, что некоторые пытались основательно здесь закрепиться, как, например, Stetter.

А уж в 2007 году на рынок вообще выдали чуть меньше 10 тысяч отечественных бетоносмесителей. Правда, потом грянул очередной кризис, и объёмы производства резко упали. Но и импортные миксеры оказались не по карману большинству строителей, ведь их поставляли на европейских шасси. Прошло время, количество заводов по выпуску автобетоносмесителей сократилось до двух.

Ключевые игроки — это ставшее в конце 2000-х «дочкой» ПАО «КАМАЗ» Туймазинское предприятие и выросший из советского СП с тем же Stetter «КОМЗ-Экспорт». Именно они занимают основную долю рынка. Конечно, вернуться к цифрам выпускаемой продукции 20–30-летней давности они ещё не могут. Так, в планах того же ТЗА на 2023 год стояло производство 1500 единиц бетоносмесителей, что в два раза меньше, чем в лучшие годы.

Нет, конечно, в России были потребители и итальянской Cifa (точнее, уже китайской XCMG), австрийской Liebherr, немецкой Schwing-Stetter и других зарубежных миксеров.

«Уход европейских поставщиков техники существенно повлиял на рынок автобетоносмесителей. Это привело к ряду изменений и вызвало волну последствий, ощутимых как производителями, так и потребителями данной техники.

Европейская техника по сей день славится своим качеством и высокой производительностью. Однако в связи с её уходом российский бизнес был вынужден искать новых поставщиков, а также исследовать и развивать возможности собственного производства.

Потребители автобетоносмесителей, в свою очередь, тоже пострадали от ухода европейских поставщиков. Сложности с поставкой запчастей и техническим обслуживанием стали явными, что привело к серьёзным неудобствам и задержкам в строительных проектах. Кроме того, некоторым пользователям пришлось пересмотреть свои планы и искать альтернативные решения или машины других производителей», — говорит Иван Марьянов.

В частности, тот же «КОМЗ-Экспорт», выпускающий технику под брендом Tigarbo, начал договариваться с поставщиками шасси из Поднебесной. Компания и до этого вынуждена была использовать европейский и белорусские грузовики, так как «КАМАЗ» отдавал большинство единиц родному Туймазинскому заводу.

А после событий февраля 2022 года, когда ушли европейцы, ещё и возник дефицит давальческих шасси «Урал» и МАЗ. Поэтому компания сначала активно включилась в освоение шасси FAW, JAC, Dongfeng, а затем и смонтировала 10-кубовую модель на газомоторное шасси Dayun. После этого вокруг направления по миксерам Tigarbo образовался информационный вакуум. Небольшую активность маркетологи проявляли в отношении другого направления производства, не связанного с автобетоносмесителями.

Китай нашёл свою нишу

«Рынок автобетоносмесителей в России не всегда ориентировался исключительно на европейских производителей. Из-за высокой стоимости новых западных АБС чаще всего использовали подержанные европейские машины или более доступные российские и белорусские модели. Однако развитие больших инфраструктурных проектов в разных частях страны привело к изменению требований к технике.

Строительство мостов, крупных жилых комплексов, транспортных развязок и автомагистралей потребовало более производительных машин, способных перевозить большие объёмы бетона за один раз», — рассказывает руководитель санкт-петербургского филиала ГК «Гросс» Евгений Атанов.

Собственно, отечественные производители и рады были бы дать рынку тяжёлые и производительные миксеры. Благо полноприводные шасси в стране были. И свои, и зарубежные. Но массово миксеры с большим объёмом барабанов производить смысла никто не видел. Причины было две. Первая — слишком нишевый продукт, вторая — ужесточение законодательства в отношении осевых нагрузок.

«Наиболее популярные миксеры у потребителей — среднего объёма (на практике чаще всего встречаются 7 и 9 кубов). Это обосновано их оптимальными размерами и способностью справиться с большинством задач на стройплощадке в городской среде. Они идеально подходят для небольших строительных объектов, таких как частные дома или малые сооружения. Кроме того, миксеры среднего объёма обеспечивают баланс между производительностью и экономичностью, что делает их привлекательными для потребителей», — объясняет Иван Марьянов.

По словам Сергея Колесникова, наиболее популярными остаются автобетоносмесители объёмом 9, 10 и 12 куб. м.

«Наиболее популярным шасси является КамАЗ. Конкуренцию ему составляют китайские производители: Shacman, Howo, Sitrak и прочие. На шасси КамАЗ монтировали смесительные установки объёмом до 9 куб. м, тогда как китайские производители предлагали автобетоносмесители объёмом 10 и 12 куб. м. Не так давно мы предложили модернизированные шасси поколения К3, на которые устанавливаем смесительные установки 10 куб. м (для колёсной формулы 6х4) и 12 куб. м (для колёсной формулы 8х4). Эти автомобили начинают набирать популярность у покупателей», — уточняет представитель Камского автозавода.

В Поднебесной ещё в 1990-е годы местные заводы начали выдавать на-гора большие бетоносмесители для масштабных строек. Здесь постоянно совершенствовали модели и, как мы помним, зачастую сотрудничали с европейскими производителями.

«Наиболее востребованными автобетоносмесителями являются модели Sitrak C7H и Howo HW76, выпускаемые заводом Sinotruk. Они имеют ёмкость бочки миксера 10 куб. м и отличаются надёжностью, удобством в эксплуатации, манёвренностью и износостойкостью. Одним из основных требований к шасси автобетоносмесителей является прочность рамы.

В этом показателе Sitrak C7H и Howo HW76 выделяются. Их двухслойные во всю длину рамы изготовлены по схеме лонжерон в лонжероне и имеют толщину металла 8+8 мм, что позволяет им выдерживать нагрузку, превышающую объём бочки. За 7 лет использования этих шасси в России не было случаев деформации рам, связанных с аварийными ситуациями на строительных площадках.

Ещё одним важным аспектом является распределение нагрузки на мосты. Шасси HOWO и Sitrak используют технологии немецкого концерна MAN, что обеспечивает грузоподъёмность задних мостов в 16 тонн и передних осей в 9,5 тонн. У конкурентов эти показатели значительно ниже — 13 и 7,5 тонн соответственно. Это влияет на надёжность шасси и срок эксплуатации техники. Конструкция рессорного блока также имеет свои преимущества и позволяет экономить время и силовые затраты заказчика.

У шасси Howo и Sitrak стремянки расположены под наклоном, а гайки накручиваются сверху. Это облегчает замену листа рессоры в случае повреждения, не требуя снятия колёс. У других китайских производителей стремянки расположены вертикально, что усложняет обслуживание и требует больше времени и специалистов», — поясняет Евгений Атанов.

preimushchestva-avtobetonosmesitelej-sinotruk-2.jpg

Нет предела совершенству

Как высказывались опрошенные нами за круглым столом эксперты в начале этого журнала, ещё не всё придумано и есть куда расти. В том числе и в отношении автобетоносмесителей.

«За недавнее время можно отметить применение следующих улучшений:
  • установка переключателя для принудительного включения вентилятора маслоохладителя гидросистемы АБС с целью исключения перегрева;
  • установка системы дублирования управлением привода из кабины, благодаря которой водителю не обязательно покидать рабочее место, чтобы управлять процессами загрузки/выгрузки бетонной смеси;
  • введение в конструкцию барабана элемента, исключающего перелив бетонной смеси при движении на подъёмах»,

— перечисляет главный специалист по анализу конкурентоспособности департамента продуктового менеджмента ПАО «КАМАЗ» Евгений Иванов.

Некоторые производители барабанов перешли с применения с металла на композитные материалы, что позволило снизить снаряжённую массу. Иван Марьянов также отмечает внедрение электронных систем управления, которые обеспечивают точность и стабильность процесса смешивания бетона. Благодаря этим системам можно оперативно контролировать количество добавляемой воды и состав добавок, что позволяет достичь оптимального качества конечного продукта.

Также г-н Марьянов выделяет системы самозагрузки бетона для автоматической загрузки необходимого количества сырья и контроля процесса его смешивания, что позволяет минимизировать участие человека и ускорять производственные процессы.

Китайские вендоры также реагируют на пожелания по обратной связи через дилеров и дистрибуции.

«Одним из изменений, которые были внесены по запросу российских покупателей в последнее время, является увеличение объёма водяных баков на автобетоносмесителях. Теперь они имеют объёмы от 800 до 1000 литров, что важно для промывки бочки, смывания остатков и разбавления раствора.

Также все миксеры, поставляемые нашей компанией, оснащены системой подогрева воды. Это может быть автономный подогрев от жидкостного подогревателя или от выхлопной системы. Первый вариант позволяет устанавливать и поддерживать заранее заданную температуру, но требует дополнительного расхода топлива. Второй вариант более прост в управлении и не требует дополнительного оборудования, что упрощает обслуживание», — перечисляет Евгений Атанов.

На прицепе

Было бы нечестно пройти мимо бетоносмесительных установок без автономного хода. По словам Ивана Марьянова, прицепные и полуприцепные автобетоносмесители также имеют свою нишу на рынке. Они находят своё применение при выполнении более крупных строительных работ, когда требуется большее количество бетонной смеси.

Это связано с тем, что такие типы установок обладают большей вместимостью, что позволяет доставлять большие объёмы материала за одну поездку. Однако их использование требует более сложных манёвров, поэтому они предпочтительны на более просторных или открытых участках.

Однако, как утверждает Сергей Колесников, прицепные миксеры востребованы мало. В основном встречаются единичные продажи полуприцепов-бетоносмесителей на вторичном рынке и нечастые предложения продаж бетоносмесителей малого объёма на базе прицепов.

Подготовил Артём Щетников. Фото автора и Евгения Ошкина

Другие новости

Группа компаний «ГРОСС»
443031, Россия, Самарская область, г. Самара, г. Самара,ул. Демократическая, д. 63А
Телефон: 8 (800) 222-40-95
Почта: gdv2@gkgross.ru